Все о детях

авторы статьи: проф. М.Я Студеникин, Н.С. Мирзоян

Вопросы воспитания детей в семье сложны и многообразны. От родителей требуются большие познания, вдумчивость, чтобы найти методы воспитания, адекватные каждому ребенку. Правильное воспитание с первых дней жизни ребенка обеспечивает правильное развитие и формирование личности человека — правдивого и честного, любящего труд, уважающего окружающих и стремящегося ко всему прекрасному.

Что же главное в воспитании детей? Вот вопрос, который постоянно, одним из первых, встает перед родителями. В процессе воспитания детей его элементы кажутся существенными или главными. И все же самое главное, чтобы ребенок был здоровым, выносливым к различным испытаниям, с которыми его неизбежно столкнёт жизнь.

Воспитание детей

Для того чтобы ответить на эти вопросы, остановимся сначала на некоторых анатомо-физических особенностях развития ребенка, которые необходимо учитывать при воспитании детей раннего и дошкольного возраста.

Анатомо-физические особенности развития ребенка:

Ребенок, в отличие от взрослого, несовершенен в своем умственном и физическом развитии, мало вынослив к разнообразным физическим нагрузкам, имеет слабую приспособляемость к меняющимся условиям внешней среды. Все органы и системы организма в отличие от взрослого нежны, легко ранимы; основные органы — сердце и легкие — работают с напряжением для того, чтобы обеспечить относительно большие потребности организма. Вместе с тем защитные силы от инфекционных заболеваний у ребенка раннего возраста довольно высоки. Иммунитет почти от всех заболеваний, кроме кори, передается ребенку от матери. С возрастом естественный иммунитет падает, достигая к 6 — 11 мес. минимального уровня. Далее профилактическими прививками мы вновь повышаем иммунитет, но уже искусственный.

Органы чувств ребенка функционируют с момента рождения. При резком звуке новорожденный вздрагивает, в возрасте 3 нед. может хорошо дифференцировать различные тембры звука, к 3 — 4 мес. узнает знакомые голоса.

Зрение ребенка менее совершенно. Хотя новорожденный ребенок хорошо фиксирует взором предмет и следит за его движением, однако он ещё не воспринимает цвета и форму предмета. Видит всё в обратном изображении, так как не сформировались ещё зрительные центры в коре головного мозга. Хрусталик глаза имеет более плоскую форму, чем у взрослого человека, поэтому отмечается некоторая дальнозоркость. Маленький ребенок предпочитает смотреть в дальние углы. С возрастом относительная дальнозоркость становится меньше. В школьном же возрасте, когда ребенок несколько перенапрягает свое зрение (при плохом освещении, в положении лежа и т.п.), нередко наблюдается обратное тому, что было, т.е. развивается близорукость, так как хрусталик глаза меняет свою форму, приспосабливаясь к лучшему видению, и из уплощенного становится, наоборот, выпуклым. Поэтому крайне важно следить за правильной позой ребенка и достаточным освещением, особенно во время рисования, письма, рассматривания картинок и т.д. Необходимо учить ребенка правильно смотреть, сидеть, рисовать, лепить, читать, но всё это надо делать своевременно в соответствующие возрастные периоды. Не следует спешить приспосабливать детей к стремительным темпам нынешнего столетия. Современные дети и без нашего участия отличаются от предшествующего поколения ускоренными темпами развития, или, как принято называть, акселерацией.

 Что это такое? Как к ней относится? Об этом существует много высказываний на страницах научной и популярной литературы. Так, уже на первом году жизни дети обгоняют своих сверстников, живших 100 — 120 лет назад, по росту на 5 см, а по массе на 1,5 — 2 кг. Многие дети удваивают свою массу при рождении не к 6 мес. жизни, а к 4,5 мес., утраивают не к 1 году, а к 10 мес. жизни. Большой родничок в связи с боле ранним появлением ядер окостенения закрывается у большинства детей не к 1 году, а значительно раньше — к 10-11 мес. Дети стали раньше ходить, говорить. Возможен даже ранний переход на произвольное внимание.

Как относится к акселерации? Спешить с категорическим ответом нельзя, слишком сложны и многообразны процессы, которые должны быть всесторонне, глубоко оценены. Постепенно выясняется, что преждевременно «выросший» организм менее приспособлен к некоторым факторам, вызывающим заболевания, к физической нагрузке, к холоду. В более старшем возрасте такой ребенок испытывает повышенную утомляемость, вялость — может быть из-за относительного «малокровия мозга»? Ведь при интенсивном росте тела несколько отстает развитие сердечно-сосудистой системы и она не справляется со своими задачами. Могут ли родители оставлять это без внимания? Нет, так как такие дети нуждаются в более щадящем режиме, но только на определенный срок — такое несоответствие в развитии в конце концов выравнивается, приходит конец «малокровию мозга», а вместе с тем и повышенной утомляемости. Теперь уже надо не щадить, а нагружать организм, так как он нуждается в энергической разрядке, страдает не от недостатка, а от избытка энергии. Приходится считаться в более старшем возрасте и с изменениями в поведении, личности, характере.

Не стал ли ребенок в полном смысле слова взрослее? Следует ли пересматривать нормы физической и психической нагрузки? Не начинать ли обучение в школе с 6 лет, а не с 7? Эти и многие другие вопросы волнуют сегодня ученых-медиков, педагогов, психологов, физиологов. К сожалению, исчерпывающего ответа на них пока нет. Большинство исследователей считают, что, хотя физическое развитие ныне ускорилось и весьма значительно, темпы психического созревания несколько отстают.

Общие принципы воспитания и основные педагогические приемы:

При обучении необходимо начинать с менее сложного и переходить к более сложному. К ребенку следует предъявлять более сложные требования лишь после того, как он овладеет предыдущим умением, например, обучая ребенка пить из чашки, надо сначала дать ему пустую чашку, чтобы он, играя с ней и подражая взрослому, освоил элементарные действия, связанные с питьем. Затем, когда ребенок научится крепко держать чашку, можно налить в нее немного молоко или кипяченой воды. Первое время он сможет сделать всего лишь 1-2 глотка.

Не следует забывать ещё об одном правиле 0 обучать дробно, не форсировано, в некоторых случаях разрешая даже сделать так, как привык ребенок, хотя это и неправильно делалось. И ещё об одном из основных воспитательных приемов — ребенка надо побуждать к определенным действиям, давать направляющие указания, подбодрить добрым словом, если даже он сделал ещё не совсем хорошо.

Ни в крем случае не следует порицать и осуждать словами : «ты не умеешь», «ты сделал плохо». Ведь ребенок всему только ещё учится. Если он ест неаккуратно, держит ложку неправильно, не фиксируйте внимание, а лишь покажите, как надо держать ложку.

Хорошее и правильное воспитание достигается систематической тренировкой и постепенным упражнением положительных навыков поведения, а затем и привычек. Никакие нравоучения в этом деле не помогут. Привычки образуются благодаря многократным повторениям. Сначала формируется навык, т.е. обучение чему-либо, например мытью рук, а затем формируется привычки, т.е. потребность систематически это делать перед едой.

Формирование навыков и привычек начинается с самого рождения. Вот почему так важно создавать правильные условия жизни с первых дней появления ребенка на свет. Большую роль при этом играет взрослый, который, воздействуя на малыша, вызывает у него улыбку, смех, помогает ему выработать навык взять игрушку, подползти к ней, встать и т.д. Путем правильной постановки обучения и специальной организации деятельности самого ребенка можно значительно изменить сроки формирования умений, навыков, правил поведения; например, если класть яркую игрушку на небольшое расстояние перед ребенком, побуждая его к ползанию, то можно выработать этот навык к 6-7 мес. жизни, что со своей стороны способствует развитию его двигательной сферы. Тренируя умение есть из ложки, можно выработать этот навык уже к 4 — 5 мес. жизни, что очень важно, так как в боле позднем возрасте ребенок это воспринимает как нарушение привычного поведения. То же можно сказать и о выработке навыка есть твердую пищу. В возрасте 6-7 мес. ребенку надо давать в руки корочку хлеба или печенье, ещё раньше следует постепенно переходить на пищу более густой консистенции. Очень часто в семьях наблюдается случай, когда ребенок давится кусочком твердой пищи. Это бывает тогда, когда слишком поздно или слишком резко перешли к густой пище. В некоторых случаях  причиной этого явилось одно или двукратное насильственное кормление. Результатом последнего нередко могут быть рвоты, которые потом становятся привычными. Это особенно касается ребенка легко возбудимого.

У маленького ребенка быстро на все образуются условные рефлексы, но так же рано формируется способность к внутреннему торможению, т.е. к угасанию отрицательных привычек, если они не подкреплялись. Ребенок 10 мес. Швыряет игрушки, мать торопится их подобрать и тем самым вырабатывает отрицательную привычку, которая могла не возникнуть, если не подкрепить этот рефлекс, не обращать внимание на лежащие на полу игрушки, а убрать их несколько позже.

Если внешние раздражители действуют на ребенка всегда в одной и той же последовательности, то у него образуются привычные ответные реакции в форме последовательных стереотипных движений. Так, если процесс кормления происходит в определенном порядке – сначала моют руки, затем сажают за стол, надевают нагрудник, ставят тарелку, дают в руки хлеб и начинают кормить -, то у ребенка вырабатывается устойчивая система ответных реакций и он всегда спокойно к ним относится.

При правильном организованном воспитании у ребенка образуется много различных стереотипов – на одевание, на укладывание спать, на различные виды занятий и т.д. Вырабатываются стереотипы так же на последовательность в чередовании сна, кормления и бодрствования, т.е. на режимные моменты. Если режим дня соответствует физиологическим возможностям ребенка, то он легко привыкает к нему, что обеспечивает спокойное и быстрое засыпание, положительное отношение к кормлению и деятельное состояние во время бодрствования. Если ребенка приучить жить по определенному режиму с двухмесячного возраста, то это облегчает выполнение режима в дальнейшем, на 2 – 3-м году жизни.

Значение режима для детей очень велико. Правильное чередование бодрствования и сна предупреждает переутомление, благоприятно сказывается на физическом развитии, создает предпосылки для активной деятельности. Очень часто плохое настроение детей, их капризы обусловлены недосыпанием и переутомлением. Соблюдение режима дня имеет большое воспитательное значение, так как приучает ребенка к организованности.

Образование у ребенка стереотипа в поведении облегчает жизнь и ему, и матери. У ребенка, привыкшего жить по установленному порядку, реже возникают какие-либо протесты. Вместе с тем он экономит расход нервной энергии, так как реакции на внешние раздражители протекают по уже проторенному пути, т.е. автоматически. Например, легко научить ребенка умению самому одеваться, если установлен определенный порядок в одевании. Наоборот, хаотическое проведение того или иного процесса затрудняет образование необходимых привычек.

Резкое изменение сложившегося привычного образа жизни вызывает серьёзные нарушения в поведении ребенка. Вот почему так важно при переводе его в другие условия жизни (к бабушке, в ясли, в детский сад и т.д.) создавать так называемую преемственность в воспитании, т.е. по возможности обеспечить те же условия, какие были дома, вплоть до любимых игрушек и привычного для ребенка обращения по имени. Очень важно тренировать нервную систему к изменению порядка. Однако нельзя вносить сразу несколько коррективов в привычный образ жизни, например: совмещать изменение режима и перевод в другую комнату или изменение характера укладывания и смену режима приема пищи и т.д. Ребенок не может справиться с такой переделкой.

При составлении режима дня ребенка нужно учитывать  научно обоснованные нормативы времени питания, длительности сна и бодрствования.

Таблица 11. Рекомендуемый режим дня в зависимости от возраста ребенка

Возраст 6-10 месяцев 10мес. – 1 год 1 -1,5 года 1,5 – 2 года
Пробуждение 5.30 6.30 7.00 7.00
Завтрак 6.00 7.00 7.30 7.30
Прогулка 6.00-8.00 7.30-9.00 8.00-9.30 8.00-11.30
Сон 8.00-10.00 9.00-11.30 9.30-11.30
Обед 10.00 11.30 11.30 11.30-12.00
Прогулка (игра) 10.00-12.00 11.30-14.00 12.00-14.30
Сон 12.00-14.00 14.30-16.30 14.30-16.00 12.00-15.30
Полдник 14.00 16.30 16.00-16.30 15.30-16.00
Прогулка (игра) 14.00-16.00 16.30-19.15 16.30-19.30 16.30-19.00
Сон 16.00-18.00
Ужин 18.00 19.15 19.30 19.00-19.30
Прогулка 18.00-20.00
Ночной сон 20.00-6.00 и кормление в 22.00 19.30-6.30 20.30 20.30

Данные таблицы 11. – необходимо принять за основу при составлении режима дня, но в зависимости от физического состояния ребенка и его индивидуальных особенностей в режим можно вносить те или иные изменения.

На 3-м году жизни режим дня ребенка изменяется: продолжительность периодов бодрствования увеличивается до 6-6,5 ч., а дневной сон сокращается до 2-2,5 ч. Общий принцип построения режима дня состоит в том, чтобы последовательность в чередовании сна и бодрствования была правильной.

Крепкий, спокойный и длительный по времени сон является одним из важнейших условий хорошего самочувствия ребенка и его общего развития. Характер сна зависит от состояния ребенка ко времени укладывания. Если он был спокоен и положительно относился к тому, что сейчас ляжет спать, то, как правило, быстро засыпает и крепко спит. Поэтому важно, чтобы перед сном не было возбуждающих игр и укладывание проводить в установленные часы, если даже ребенок не проявляет никаких признаков переутомления. Они иногда бывают настолько слабо выраженными, что могут остаться незамеченными.

Очень важно также создавать «установку» на сон. Дети часто протестуют и плачут, когда с ними начинают что-либо делать неожиданно, не предупредив их. Ребенку трудно ещё переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому надо, чтобы он понял требования взрослого. Прежде чем ребенка вести спать или кормить, одевать, сажать на горшок, необходимо создать «установку». Все действия взрослого следует сопровождать соответствующими словами: «скоро пойдем спать», «сейчас будем кушать» и др. Когда ребенок будет понимать речь, то не только внешняя обстановка, но и слова взрослого будут настраивать его на предстоящие действия.

Лучше, если ребенок спит в отдельной комнате. Если это сделать невозможно, надо устроить так, чтобы кровать его не была освещена, чтобы в комнате громко не разговаривали, не включали музыку и телевизор. Искусственно прерванный сон отрицательно сказывается на состоянии детей. Утром ребенка лучше будить за 5-10 минут до нужного срока подъема, чтобы он окончательно проснулся.

При возникновении у ребенка привычки засыпать при укачивании следует её угасить. Это делается путем систематического не подкрепления её. Сначала ребенок будет длительно требовать, чтобы его укачивали и плакать в течении 30-40 мин., ожидая привычной для него процедуры. Затем на следующий день это требование будет длиться значительно меньше (15-20 мин.), а на 3 – 4-й день совсем угаснет. Так же следует поступать, если ребенок просыпается ночью.

Со второго года жизни нужно, чтобы ребенок активно участвовал в одевании, раздевании, умывании – во всем, что ему под силу. Это создает положительное отношение его к таким процессам. Ребенку трудно пассивно сидеть, пока его одевают, и он начинает шалить. Надо отвлечь его на самостоятельную деятельность и вместе с тем обучить посильным, но не простым для него умениям, таким, как снять колготки, надеть рубашку и т.д. Уже в возрасте 2 лет ребенок может сам на деть колготки, ботинки, штаны, а в 3 года полностью самостоятельно одеваться. Во время одевания нужно приучать его к аккуратности.

Родители должны помогать малышу в овладении новыми умениями. Если малыш в возрасте 3 лет устал при одевании, нужно ему помочь, успокоить, взять на руки. Требования к нему желательно делать привлекательными. Например, если ребенок отказывается идти мыть руки, стоит ему сказать: «Покажи папе, как ты умеешь чисто мыть руки», и он охотно бежит демонстрировать свое умение. Следует так же поощрять детей за удачные действия – «молодец, ты хорошо это сделал».

Сроки возникновения умений и навыков колеблются в зависимости от предшествующего опыта ребенка, от того, как его учили, и в значительной степени от индивидуальных особенностей.

Очень важно выработать положительное отношение ребенка к процессу кормления. Основные требования при этом сводятся к следующему: пища должна соответствовать возрасту ребенка, быть разнообразной; соблюдение строгого режима питания совершенно обязательно. Ни в коем случае нельзя давать ребенку сладкое между кормлениями; совершенно недопустимо насильственное кормление, при нежелании ребенка есть лучше пропустить одно – два кормления, заменив их чаем.

Есть ребенок должен всегда в определенном месте и пользоваться мебелью, соответствующей его росту. Примерно до 1года 2 мес. – 1 года 3 мес. Ребенка можно кормить в высоком комбинированном кресле-стуле, чтобы взрослому было удобно. С 1,5 лет ребенок должен принимать пищу за низким столиком, чтобы он сам мог подходить и садиться в креслице, а родители должны помочь ему правильно сесть.

Положительное отношение к процессу кормления надо формировать у ребенка с самого раннего возраста. Для этого необходимо развивать у него некоторые умения и приучать его есть самостоятельно. Ребенок в возрасте 2 – 2,5 мес. Должен уметь поддерживать руками грудь матери или бутылочку, с 4 – 4,5 мес. – снимать пищу губами с ложечки. В 6 – 7 мес. Ребенок должен держать корочку хлеба, с этого же возраста следует приучать его пить с чашки, с 10 – 11 мес. Ребенок может сам поддерживать чашку и пить. Уже к концу 1-го года жизни ребенок должен брать чашку со стола, подносить её ко рту, приподнимать её при питье и пустую ставить на стол.

С 1 года 1 мес. – 1 года 2 мес. Ребенка надо учить пользоваться ложкой. Ложка должна быть десертной. К 1,5 годам жизни при систематической тренировке малыш может есть самостоятельно густые виды пищи, а 2 годам – все виды пищи. При выработке у детей навыков к процессу кормления родители должны помогать ребенку в овладении новыми умениями.  Дав ребенку впервые в руки ложку, нужно помочь ему зачерпнуть в нее пищу и поднести ко рту. Затем, когда ребенок овладеет некоторыми привычными элементарными действиями, надо переходить к показу более сложных действий: «вот так надо держать ложку». Следует чаще обращаться к нему с речью: «ешь суп с хлебом», «подвинь тарелку». Очень хорошо поощрять детей за удачные действия: «молодец, быстро поел».

Необходимо воспитывать у ребенка и культурно-гигиенические навыки: садиться за стол только с вымытыми руками, соблюдать чистоту и аккуратность во время еды. Не надо разрешать крошить  и бросать хлеб. Ребенок 3-го года жизни, закончив прием пищи, должен вытирать губы салфеткой, снимать нагрудник и, сказав спасибо, выходить из-за стола. Нужно изредка напоминать ему об этих правилах поведения. Приучая ребенка к аккуратности, нужно все необходимое сначала делать самим. Очень рано, в возрасте 1 года, следует обращать внимание самого ребенка на поддержание чистоты.  Например, малышам до 2 лет можно помочь вынуть из кармана носовой платок и вытереть нос, тогда ребенок уже старше 2 лет может без напоминания вытереть платком нос сам. Следует отметить, что именно ребенок в возрасте от 1 года до 3 лет с большим удовольствием выполняет все эти действия. В более старшем дошкольном возрасте, когда ребенок уже привыкает к тому, что все за него делают взрослые, потребуется больше сил, чтобы привить ему навыки самостоятельности.

Обучать надо не спеша, помня, что ребенок легко возбудим и очень чувствителен. Когда мать куда-то торопится и хочет быстрее помочь ребенку все сделать, то «как на зло» ничего не получается, так как он чувствует поспешные движения и это вызывает у него возбуждение.

Важно своевременно приучать ребенка проситься на горшок, что зависит от того, насколько регулярно у ребенка возникают естественные потребности. Если мать знает, в какое время «ребенок ходит на горшок» и как часто он мочится, то обучать его проситься на горшок можно к 1,5 годам жизни. Начинать высаживать на горшок надо с 7 – 8 мес., т.е. тогда, когда ребенок может сидеть. После сна это надо делать в обязательном порядке. Лучше, если горшок всегда находится в одном и том же месте.

К 3 годам жизни ребенок обычно полностью овладевает навыком пользования горшком.

Почти все дети любят мыть руки и купаться. Для закрепления этих навыков нужно предоставить им больше свободы при проведении гигиенических процедур. Зубы надо научить чистить к 2 годам жизни. Остатки пищи, содержащей сахар и крахмал, между зубами, разлагаясь, выделяют молочную кислоту, являющуюся хорошей средой для размножения бактерий, которые и портят зубы.

Родители часто задают вопрос: когда возникает у ребенка преобладание в деятельности правой руки и обязательно ли переучивать леворукого, если леворукость по каким-либо причинам возникла и укрепилась?

Существуют разные точки зрения относительно сроков возникновения преобладания правой руки и необходимости обязательного переучивания левши. По одним авторам, доминирование правой руки возникает с 4 мес. жизни, по другим – с года и лишь некоторые отмечают её с 2 – 3 лет. Как бы ни было, ребенка «с колыбели» следует приучать пользоваться правой рукой: стараться давать игрушки в правую руку, учить правильно держать ложку, стараться подавать с правой стороны и т.д. А как же быть с ребенком, который упорно перекладывает все в левую руку и к 3 – 4 годам становится левшой? Движениями конечностей управляет мозг: правое полушарие – левой, левое – правой рукой. Часто причиной возникновения упорной леворукости является то, что некоторые дети рождаются с боле развитым, как говорят специалисты, ведущим правым полушарием, а значит, и ведущей левой рукой. Это может возникнуть либо вследствие наследственно-генетических предпосылок, либо в результате повреждения левого полушария в родах. Нередко у детей стойкая леворукость, если причиной тому послужила родовая травма, сочетается с другими дефектами, например с асимметрией зрения. Врач всегда поможет сориентироваться, какая из трех причин лежит в основе леворукости: наследственная, повреждение в родах или дефект воспитания.  В последнем случае попытка к переучиванию должна быть особенно настойчивой. Однако, когда ребенок переучиванию поддается плохо, вы приложили максимум внимания и терпения, а ваши попытки встречают активное сопротивление, упорствовать не следует. Значит, ваш ребенок – выраженный левша. Иногда при усиленном желании переключить ребенка с левой руки на правую у детей возникают различные неврозы типа заикания вплоть до потери речи. Причем если ребенка оставить в покое, то речь  восстанавливается и заикание проходит.

Безусловно, нужно прикладывать максимум усилий для развития правой руки, так как это в дальнейшем облегчит ребенку жизнь, но всегда нужно помнить о том, что при этом требуется особая осторожность.

При воспитании очень важен индивидуальный подход к ребенку. Известно, что ребенок рождается с определенным набором унаследованных качеств: типологическими особенностями нервных процессов, различной силой реакций на голод, боль и т.д. Ребенок может быть более возбудим или мене возбудим. Одни дети предпочитают больше сидеть, другие – находиться в постоянном движении. Естественно, что педагогический подход к таким детям должен быть разным. Не отступая от общих принципов педагогики, одних детей надо стимулировать к деятельности, других – успокаивать, вырабатывать усидчивость. Нужно развивать и формировать те умения ребенка, в которых он отстает, и меньше внимания уделять тем умениям, в которых он и так силен.

Нередко родители спрашивают, почему в одной и той же семье при одном и том же воспитании дети растут совершенно разные. Ответ на этот вопрос прост: именно поэтому, что к детям с разным типом нервной деятельности применяется один и тот же метод воспитания. Учитывать особенности нервной системы ребенка и находить наилучшие варианты воспитательных приемов – дело сложное, но задача воспитания оправдывает любые усилия.

 Только при таком подходе к воспитанию со знанием основ педагогики и детской психологии, с учетом индивидуальных особенностей ребенка возможно обеспечение его своевременного и всестороннего гармоничного развития.

Понравилась статья?! Поделись с друзьями!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *